Главная » Статьи » Мои статьи |
Самоконтроль и взаимоконтроль на уроках в начальных классах. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся: фронтальный, индивидуальный и взаимная проверки. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения в классе или дома. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю. К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно. Предлагаемые приемы позволяют учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля: НА СЛАЙДЕ Взаимоконтроль — это особая форма контроля, проводится при проверке письменных и графических работ, а также при рецензировании устных ответов и сообщений. При взаимоконтроле ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку. Взаимоконтроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках? Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения. Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом, дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
Приемы взаимоконтроля
В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то теме (например, выделение грамматической основы в предложении). На одной стороне карточки ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается то же предложение, но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки проверяются учителем. Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны. Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.
Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?
Как этого избежать?
Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.
Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.
| |
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |